Директор по коммуникациям Белорусской Федерации киберспорта Егор Малыженков рассказал о своем видении развития киберспорта в Беларуси для телеграм-канала “Дворовый киберспорт”.

В каком состоянии киберспорт в Беларуси прямо сейчас?
Я вижу, что это переходное состояние. От первого этапа конфетного-буфетного периода к этапу зрелых отношений и зрелого становления. Это слетевшее зёрнышко, попавшее в землю, и избавившись от шелухи, оно начинает превращаться в большое дерево. Сейчас, по большому счёту, из киберспорта отваливаются непонятные люди, явления. Больше партнёров начали понимать, чем измерять киберспорт. Есть ясность и понимание, в том число и белорусское, а также мировое куда это всё идёт.

Что в белорусском киберспорте работает хорошо?
В первую очередь хорошо работают люди. Вызывают уважение люди, которые без ресурсов и без поддержки решают проблемы и двигают киберспорт. Именно эта внутренняя заряженность, уверенность, мотивированность и нежелание бросать  двигают киберспорт вперёд. Именно это позволяет киберспорту в Беларуси развиваться.

Что в белорусском киберспорте можно улучшить? Что конкретно можно сделать для улучшения положения белорусского киберспорта?
В первую очередь коммуникацию. Мы не очень доверяем друг другу, возможно, есть какие-то причины, но тем не менее нам нужно выйти на новый уровень коммуникации, общения, возможно доверия. Чтобы у разных стейкхолдеров Беларуси появился общий турнир или мероприятие, или награда, или конференция. Это бы прокачало многих в общении и сняло бы ряд барьеров, стереотипов и каких-то домыслов.

Я не думаю, что дело в новых турнирах. Я часто слышу предложение – «давайте сделаем турнир а-ля мэйджор или майнор в Минск-Арене на 10 000 человек, и это сильно привлечёт внимание как внутри, так и снаружи страны.»
Но к этому нужно дойти. Турнир, который был организован в 2016 году, как раз и попал в момент конфетно-букетного периода, когда большие и шальные деньги пробовались и тратились в проекты, которые не реализуются в дальнейшем. До этого всего мы должны дойти самостоятельно, а для этого нам необходимо много играющих людей. Нам очень не хватает любительского движения, которое бы стимулировало первичную массу игроков для участия уже в киберспорте. По большому счёту у нас есть некое движение в киберспорте, но очень мало развития гейминга. Гейминга в киберспортивных дисциплинах.

Второй момент, который можно улучшить, к этому и идёт, чтобы стало больше клубов. Они станут первичными организациями и будут помогать командам. Текущий рост игровых клубов я рассматриваю как благо и, соответственно, от этого тоже можно отталкиваться. Хотелось, чтобы клубов было ещё больше.

Чисто экономически – можно снизить налоги, выделить в отдельную индустрию. Тогда даже тем, кто не знал о киберспорте, будет интересно узнать, как извлекать из киберспорта выгоду. В этом нет ничего плохого. Нужно устаканить юридически контракты между клубом и игроками. Дать возможность осуществлять трансферы и перепродавать. Я уверен, что найдётся много предприимчивых людей, которые сейчас не в киберспорте, но если схема им понравится и они увидят в ней потенциал, то они будут стремится получить прибыль и тем самым будут двигать индустрию. 

Нужна ли белорусскому киберспорту поддержка от государства — и почему?
Интересный вопрос. Поддержка нужна, но смотря какая. Если из разряда не мешать и делать правильные вещи например, улучшать юридическую и нотариальную базу, стимулировать экономически, то такая поддержка нужна. Главное, чтобы это не было как бык в Мадриде, который всех сшибает и ничего не понимает. По большому счёту нужны не государственные ресурсы и бюджеты, а нужны описанные и неизменяемые условия в течение длительного времени, чтобы большинство экономических агентов могли приспособиться и выбрать для себя правильные ходы для получения прибыли. И в том числе стимулировать через социальную нагрузку вы берёте на себя соцобязательства, а государство вам гарантирует льготы. По большому счёту нужно создание условий и создание гарантий.

Ну и конечно же, признание киберспорта на постсоветском пространстве это важный информационный и экономический шаг. Он даёт сигнал спонсорам, что это важно и вы можете сюда приходить и вкладывать деньги. 

Поделись своим видением идеального развития белорусского киберспорта.
В идеале я хотел бы видеть планомерное и поступательное развитие индустрии. Без каких-то шальных денег, без информационных всплесков(как у криптовалюты), тогда это позволит сформировать достаточно устойчивое к любым отклонениям сообщество. И любое потрясение будет нивелировано. Идеальная ситуация -– это ситуация без резких внешних или внутренних колебаний. 

Ранее аналогичные интервью выходили с:
— генеральным менеджером forZe Дмитрием Веко
— CEO River Family Алексеем Барановым
— игроком Nemiga Антоном box Бурко
— экс-игроком Nemiga Игорем lollipop21k Солодковым
— тренером Nemiga Юрием keep3r Микульчиком
— спортивным директором Pavaga Gaming Владиславом Гавриленко
— соучредителем и финансовым менеджером компьютерного клуба United Gamers (Витебск) Артемом Чернышевым
— тренером по психологии и коммуникации в Pavaga Gaming Александрой Mirmedix Шумской
— СЕО Pavaga Gaming Александром Молочниковым 
— представителем БАКС Натальей Сафоновой
— киберспортивным комментатором Александром Сериковым
— председателем Гродненской Федерации Киберспорта Михаилом Лукьянчиковым
— главой гомельской киберспортивной организации PLATOON Gaming Артуром Калиновским